Москва, как и другие крупные города, начинала свое строительство рядом с проточным водоемом. Столица образовалась в месте слияния двух рек и раскинулась за пределы речных акваторий. И если раньше для переправы с берега на берег использовали баржи и лодки, то со временем построили постоянный первый мост через Москву-реку. Это был Всехсвя́тский каменный мост через Москву-реку, который соединял Замоскворечье и Белый город.
В современной Москве возведено и функционирует множество мостов разных конфигураций. Среди них есть оригинальные и необычные конструкции, которые можно считать достопримечательностью города и на которые действительно стоит посмотреть.
Сколько сегодня в Москве функционирует мостов различных конфигураций — пересчитать уже достаточно сложно, но самые интересные и запоминающиеся известны не только москвичам, но и многочисленным гостям города.
Этот мост был возведен в 1905-1907 годах. Строительством руководили Проскуряков Лавр Дмитриевич и Померанцев Александр Николаевич. Вплоть до 1917 года мост назывался Сергиевским, в честь великого князя Сергея Александровича. Был реконструирован в 1956 году.
В 1961 году Автозаводский мост (Третье транспортное кольцо) был построен на месте старого деревянного Даниловского. В начале 90-х началась деформация сооружения из-за неправильной сборки. С 1992 по 1996 мост находился на реконструкции, однако проблему так и не устранили. С этим мостом связано несколько интересных мифов и легенд о его постройке. На старых фотографиях он выглядит очень величественно.
Белорусский мост
Белорусский (Филёвский) железнодорожный мост был построен в 1871 году. Это технически совершенный и красивый мост-путепровод в виде морского причала в стиле модерн. Его украшают декоративные башенки-маяки. Спроектировал его архитектор И.И.Струков в 1904-1908 годах. От подлинного виадука после реконструкции осталось немного. Согласно проекту, мост стал больше, под проезжей частью разместили паркинг.
Бережковский мост
На Юго-Западе Москвы, на трассе ТТК ( Третье транспортное кольцо), над Лужнецкой и Воробьевской набережными, расположился однопролетный Бережковский мост. Это сооружение – автомобильный (четыре полосы) и пешеходный мост через Москва-реку. Общая длина моста 364 метров, высота пролета 14 метров, а судовой ход – 60 метров.
Бесединские мосты
Комплекс из двух мостов, который расположен на Юго-Востоке столицы. Мосты частью трассы МКАД. Началось строительство мостов через Москву-реку в 1960 году (первый мост), а второй был открыт в 1967. Реконструкция мостов произошла в 1998 году. Все несущие элементы сохранили, дорожное полотно заменили. Проезжую часть расширили 5-ти полос в одном направлении. Разработаны проекты мостов через Москва-реку АО «Гипротрансмост».
Большой Каменный мост
Это первый постоянный мост столицы. Прародитель моста, тогда это еще была переправа, появился в 1692 году. Стоимость на постройку и возведение была очень высокая. Настолько, что в народе появилась поговорка «Дороже Каменного моста!». С XVII века произошло несколько масштабных перестроек. Капитальный ремонт мост пережил в 2021 году. Каменный новый мост через Москва-реку практически пересобрали заново, заменив все инженерные конструкции. С этого моста открывается шикарный вид на Кремль, Болотную набережную и Дом Пашкова.
Большой Краснохолмский мост
На месте Большого Краснохолмского моста ранее находился двухпролётный мост, который был расположен практически под прямым углом по отношению к реке. Во время реставрации его тоже хотели сделать цепным подвесным, но потом все же отказались от этой идеи. Это самая длинная однопролетная переправа Москву-реку.
Интересный факт: во время строительства нового моста одно из жилых зданий, которое мешало, решили перенести. При помощи электродомкратов и вагонеток дом повернули на 19,5 градусов и передвинули на 53 метра. Жителей при этом не выселяли.
Большой Москворецкий мост
Облик этого моста тщательно планировали, так как он располагается близко к историческому центру столицы. Этот мост через Москва-реку должен был гармонировать с остальной архитектурой. Архитектор Щусев разработал план, согласно которому конструкция моста была облицована розовым туфом, хорошо сочетающимся с красными кирпичами стен Кремля. По задумке автора здесь должны были разместить скульптуры, фонтаны и дополнительные элементы. К сожалению, реализовать это не удалось из-за начавшейся войны. С этого моста открываются шикарные виды на церковь Николая Чудотворца, колокольню Ивана Великого и, конечно же, сам Кремль. Вдалеке можно увидеть храм Христа Спасителя.
Большой Устьинский мост
У устья реки Яузы, в самом центре столицы, находится Большой Устьинский мост. Изначально мост был возведен в 1881 году по обычной арочной схеме. В 1938 году, в рамках реализации плана по реконструкции Москвы, построен современный мост. Он соединил Садовнический проезд и Яузский бульвар. Эта конструкция значительно отличается от своего предшественника. Лаконичный стиль заменил прежний, монументальный. В 100 метрах от Устьинского моста в 2017-ом году открылся современный ландшафтный парк Зарядье. Напротив Московского императорского воспитательного дома, на Москворецкой набережной, располагается причал “Большой Устьинский мост”. Отсюда отправляются в речное путешествие многочисленные теплоходы.
Бородинский мост
Это мост с историей. Построен он был в 1912 году, 100-му юбилею победы над наполеоновской армией. Неслучайно выбрано и место для возведения. В 1812 году тут находился «живой» Дорогомиловский мост. Настил лежал на воде, и по нему солдаты французской армии отступали от столицы. Мост пережил несколько перестроек и реконструкций, однако, память о тех событиях сохранил. При въезде на пролёт, в скруглённых полуротондах, висят обелиски. На них высечены имена участников Отечественной войны. С этого моста открывается хороший обзор на главный корпус МГУ, башни «Москва-Сити», Дом Правительства РФ и здание МИД.
Братеевский мост
На Юге столицы Братеевский мост соединяет Бесединское шоссе, в районе Братеево, и улицу Люблинскую, в районе Марьино. На мосту расположена шестиполосная проезжая часть и дорожки для пешеходов.
Рядом с мостом, на левом берегу, расположены парк 850-летия Москвы, причал “Марьино” и причал “Марьинский парк”. На правом берегу расположился Братеевский каскадный парк, набережная и причал “Братеево”. От которого можно отправиться на речную прогулку по Югу Москвы до Коломенского или Печатников.
Даниловский мост
Это сооружение – одно из немногих мостов на Москве-реке, которое может гордиться интересной и необычной архитектурой. Восточная сторона моста украшена элементами декора: башни, шпили, набивные чеканные гербы. На центральной части оборудован пешеходный переход.
Даниловский мост был построен в 1907 году и был назван в честь наследника престола цесаревича Алексея (Алексеевский). При советской власти ему дали название “Кожуховский”.Нынешнее название мост получил только в 1990-ом году. Реконструкцию моста производили в 1999-ом году. Был произведен уникальный на тот момент, сложный разворот центрального пролета. Его длина – 88 метров, и ширина реки не позволяла произвести установку другим способом.
Дорогомиловский мост
Изначально деревянный мост был введен в эксплуатацию в 1907-ом году и был временным сооружением во время строительства малого кольца Московской железной дороги. Подмостовый габарит был увеличен в 1938-ом году при помощи полной замены балок.
Дорогомиловский автомобильный мост через Москва-реку (ТТК, Москва-Сити) возведен на месте железнодорожного Смоленского железнодорожного моста и введен в эксплуатацию 30 декабря 2000 года. Двухъярусная конструкция, верхний ярус которой является частью ТТК. Он пропускает восемь полос. На нижнем ярусе предусмотрена пешеходная галерея, коммуникации, а также две полосы скоростной магистрали Внуково-Шереметьево. Судоходный уровень чуть больше 120 метров.
Живописный мост
Мост расположен в районе Серебряного бора. С момента возведения в 2007-ом году считается самым ярким мостом Москвы. Автор проекта Николай Шумаков получил премию им. Огюста Перре. Стальные тросы натянуты на красную арку, которая держит дорожное полотно и пролеты моста. Смотровая площадка небольших размеров закреплена наверху моста.
Карамышевский мост
Карамышевский мост введен в эксплуатацию в 1937 году. Расположен над шлюзом №9. Ширина проезжей части 1,5 метра. Имеется пешеходная зона.
Крылатский мост
Открытие моста произошло в 1984 году. Главное предназначение моста – обеспечение транспортного сообщения между «большой землей» и поселком Нижние Миневки, который находится на острове, в районе Крылатское.
Крымский мост
Первый и единственный подвесной цепной мост через Москву-реку. Соединяет Зубовский бульвар и улицу Крымский Вал.
Располагается недалеко от Кремля и является символом столичной архитектуры.
Лефортовский мост
До 1940 года носил название Дворцовый, так как соединял Слободский, Екатерининский и Лефортовский дворцы. Современное название дали дано мосту по району Лефортово. Это самый старый мост Москвы.
Лужнецкий мост
Протяженность моста составляет больше двух километров. Этот мост считают самым длинным в столице. Первый двухъярусный мост Москвы. На верхнем уровне автомобильное полотно. Нижний ярус предназначен для пассажиров и метро.
Митинский метромост
Это первый метромост открытого типа, который расположен за МКАД, между станциями “Волоколамская” и “Мякинино”. Высота судоходного пролёта 14,5 метров.
Мост Багратион
Этот мост сильно отличается от других. Он гармонично сочетается с современным районом «Москва-Сити». Назван в честь полководца, однако, место постройки не связано с историей. «Багратион» — это не только пешеходный мост. На нижнем уровне расположен ТЦ с магазинами и ресторанчиками.
Мост Богдана Хмельницкого
Мост Богдана Хмельницкого построен по проекту Юрия Платонова. Изначально носил название «Киевский», но в 2004 году был переименован в честь украинского полководца и политического деятеля. Располагается недалеко от Киевского вокзала.
Нагатинский мост
Нагатинский метромост предназначен для перегона между станциями метро «Коломенская» и «Технопарк». Совмещен с автомобильным мостом.
Новоарбатский (Калининский) мост
Мост введен в эксплуатацию в 1957 году и был реконструирован с 2003 по 2004 год.
Новоспасский мост
Опоры датированы 1911-ым годом. Назван в честь расположенного рядом монастыря. Связывает Краснохолмскую и Шлюзовую набережные. Трехполосный мост с автомобильным полотном и трамвайными путями. Вечером на мосту зажигается красивая подсветка из 1100 лампочек. С причала открывается хорошая точка для наблюдения.
Парящий мост
Этот необычный мост расположен недалеко от парка «Зарядье». Конструкция выполнена в форме бумеранга. Она не соединяет берега, а зависает над поверхностью воды на высоте 15-ти метров. Способен одновременно выдержать до 4000 посетителей.
Патриарший мост
Мост построен недавно — в 2004 году. Его называют главной обзорной точкой столицы. С него открывается обзор на Кремль, Новую Третьяковку, Крымскую Набережную и Парк Горького.
Первый спасский мост
Открыт впервые в 1962 году. В 1997 году во реконструкции построен 2-й Спасский мост. Сейчас это комплекс из двух мостов, который расположен на 67 км. МКАД. Судоходный пролет составляет 60 м. в ширину и 10 м. в высоту.
Пушкинский мост
Пешеходный мост Москва-реку. Находится в районе Парка Горького и Нескучного сада, между Новоандреевскими мостами и Крымским мостом. Соединяет Пушкинскую и Фрунзенскую набережные.
Изначально мост назывался Сергеевским, после Февральской революции был переименован в Андреевский.
Ростокинский акведук
Ростокинский акведук – обычный водовод, который построен в виде моста через реку Яузу. Это единственная сохранившаяся часть Мытищинского самотечного водопровода, который был первым подобным сооружением в России.
Сабуровские железнодорожные мосты
Сабуровские железнодорожные мосты представляют собой комплекс из двух мостов, которые были построены в 2006 и 2009. Конструкция заменила старые Сабуровские мосты.
Садовнический мост
Арочный мостик, который прозвали «горбатым», был построен по проекту инженера Брагиной и архитекторов Корчагина и Савельева в 1963 году.
Смоленский мост
Смоленский метромост самый старый среди метро мостов во всей России. Введен в эксплуатацию 20 марта 1937 года.
Строгонинский мост
Построен на Северо-Западе Москвы в 1981 году. Соединяет районы Щукино и Строгино.
Хорошевский мост
Хорошёвский мост построен в 1937 году и соединяет проспект Жукова с Таманской улицей. Общая длина 183 метра. 25-метровая ширина вмещает трамвайную линию проезжую часть.
Шелепихинский (Краснопресненский) мост
Шелепихинский (Краснопресненский) автомобильный мост построили в 1965 году. С обеих сторон имеются тротуары.
Чтобы видеть как можно больше мостов, воспользуйтесь нашим приглашением и совершите увлекательное путешествие на теплоходе. Riversales – надежный партнер для Вашего отдыха.